ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург»
В Оренбурге
+29°
Завтра:
от +14°
до +28°

История

Определяющим импульсом к созданию в Оренбурге аэростанции (так до середины 30-х годов назывались привычные нашему слуху аэропорты) поступило решение Всесоюзного общества добровольного воздушного флота "Добролёт" по прокладке и оборудованию в соответствии с планами развития воздушных линий страны, почтово-пассажирской воздушной линии Москва - Ташкент протяжённостью три тысячи километров.

В Поволжье трасса пролегала через Пензу, Самару; на Южном Урале - через Оренбург и далее на Актюбинск, Челкар, Казалинск.

По согласованию с ВВС РККА под аэростанцию было предписано временно использовать один из ближайших к городу Оренбургу аэродромов военной школы.

В здании, размещённом на аэростанции, были выделены помещения для пассажиров, для пилотов, под канцелярию. Была оборудована комната для столовой.

Специальная комиссия "Добролёта", прибывшая на самолёте К-5 в Оренбург 8 августа 1930 года, дала высокую оценку состоянию аэродрома и готовности аэростанции к обеспечению приёма и выпуска рейсовых почтово- пассажирских самолётов.

Утром 21 августа 1930 года из Москвы в Ташкент вылетел первым почтово-пассажирским рейсом шестиместный самолёт К-5 конструкции К.А. Калинина, открыв этим новую трассу большой протяжённости. В 13 часов 45 минут самолёт приземлился на Оренбургском аэродроме. Этот день потом стали считать днём рождения аэропорта.

19 июля 1931 года Президиум Оренбургского райисполкома рассмотрел вопрос о выделении земельного участка для аэродрома и о строительстве на нём аэропорта города Оренбурга, и принял решение: "Ходатайство ГВФ об отводе им 225 га площади, необходимой для площадки воздушного флота, удовлетворить. Выделить эти земли в районе Нежинского сельсовета, вблизи границы колхоза "Красный посад. В 1932 году приступили к строительству.

В 1932 году в северо-западной части строящегося аэродрома была оборудована площадка для временного базирования трёх самолётов У-2 Куйбышевского авиаотряда спецприменения с прикомандированным лётно-техническим составом.

К началу навигации 1933 года в арендованном на городской окраине частном доме был оборудован приёмопередающий радиоцентр. Приёмопередающий радиоцентр позволял поддерживать надёжную двухстороннюю радиосвязь с соседними и другими аэропортами трассы, обеспечивал информацией о фактической погоде.

В июле 1935 года на подготовленную площадку Нежинского аэропорта 240-й Куйбышевский авиаотряд спецприменения и местных воздушных линий выставил звено самолетов У-2 на постоянное базирование. Уже в первый год базирования авиазвено приступило к полётам по защите посевов от нашествия саранчи и других вредителей сельскохозяйственных культур. По сообщению газеты "Оренбургская коммуна", за один только сезон работы была уничтожена саранча на площади 43 тысячи гектаров.

В 1937 году был сдан в эксплуатацию аэровокзал строящегося аэропорта. Здание аэровокзала позволяло обустроить комнату ожидания для пассажиров, сектор регистрации и оформления багажа, буфет. Здесь же было выделено помещение для предполётной подготовки летного состава - штурманская комната.

Следуя плану комплексного строительства Нежинского аэропорта, в 1938 году радиоцентр был передислоцирован с окраины города в специально возведённое для его размещения здание в районе аэродрома.

На протяжении всего военного времени из Нежинского аэропорта в освобождённые города, крупные промышленные и сельскохозяйственные центры отправлялась продукция машиностроительных, металлообрабатывающих, металлургических заводов, предприятий химической и легкой промышленности Оренбурга и области.

В 1946 году приказом Главного управления ГВФ был создан 229-й Чкаловский авиаотряд с численностью самолётного парка в 20 единиц.

Знаменательным для оренбургских авиаторов стал 1951 год. Было практически завершено строительство Нежинского аэропорта. Авиаотряд и аэропортовые службы перебазировались и приступили к совместной работе в компактно обустроенном аэропортовом комплексе. В этом же году были сданы в эксплуатацию для заселения работниками авиаотряда четыре коттеджа в районе аэродрома и один коттедж - под гостиницу для авиапассажиров. В результате перечень загородных поселений Оренбурга пополнился населённым пунктом, получившим название "Жилгородок".

В 1956 году приказом начальника ГУ ГВФ создан 195-й авиаотряд, объединённый с аэропортом Чкалов. В 1957 году городу было возвращено имя Оренбург.

24 съезд КПСС в плане ближайших задач определил строительство на базе оренбургского газоконденсатного месторождения завода по переработке газоконденсатного сырья.

Это событие для Оренбурга и области оказало решающее влияние на строительство в Оренбурге нового аэропортового комплекса - необходимого авиатранспортного узла в создавшейся ситуации.

Началу строительства положило утверждение Министерством гражданской авиации СССР в 1972 году проектного задания и сметно-финансового расчета строительства.

1974 год был особо знаменательным для гражданской авиации Оренбуржья сдачей в эксплуатацию долгожданной взлётно-посадочной полосы с твёрдым искусственным покрытием. По несущей прочности и габаритным характеристикам ВПП обеспечивала эксплуатацию всех типов воздушных судов, входящих в самолётный парк Аэрофлота. Обеспеченность такой ВПП обещала оренбургским авиаторам в ближайшее время приступить к эксплуатации новейшей турбореактивной техники, стать, в итоге, равными среди равных. В 1975 году, после сдачи в эксплуатацию командно-диспетчерского пункта управления воздушным движением, начались регулярные пассажирские рейсы из нового аэропорта на самолётах Ан-24 и Ту-134, а с 1976 года и на Ту-154.

1 марта 1975 года, приказом начальника Приволжского управления ГА, был образован 356-й лётный отряд спецприменения и местных воздушных линий, который продолжал базироваться в аэропорту «Нежинка».

В декабре 1976 года был сдан в эксплуатацию аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час. Эстетическое исполнение интерьера аэровокзала, комплекс удобств были способны удовлетворить запросы любой категории пассажиров.

В результате выполнения всей программы подготовки в октябре 1978 года был оформлен сертификат, дающий право на эксплуатацию аэродрома по метеоминимуму первой категории ИКАО.

В 1980 году сдано в эксплуатацию 4-х этажное здание авиационно-технической базы.

В 1987 году 356-й лётный отряд спецприменения, базирующийся в аэропорту "Нежинка", был перебазирован в аэропорт "Центральный".

15 мая 1991 года экипажем оренбургского объединённого авиаотряда выполнен первый международный рейс по маршруту Оренбург-Киев-Острава на самолёте Ту-134А.

8 октября 1992 года аэропорт Оренбург получил статус международного.

В 1993 году Оренбургский объединённый авиаотряд получил статус государственного авиационного предприятия.

В 1994 году Оренбургское госавиапредприятие стало членом ИКАО и вступило в ИАТА.

20 мая 2002 года ГУП «Оренбургские авиалинии» переименовано в ФГУП «Оренбургские авиалинии». Авиапредприятие эксплуатирует самолёты Ан-2, Ан-24, Як-40, Ту-134А, Ту-154Б, Ту-154М и вертолёты Ми-2, Ми-8Т(П) и Ми-8МТВ. АТБ авиапредприятия самостоятельно выполняет все виды технического обслуживания указанных типов ВС.

В 2005 году в авиапредприятии разработана стратегия обновления парка воздушных судов. С американской фирмой GECAS заключен договор лизинга двух самолётов Боинг-737-400 которые в марте и июне 2006 года прибыли в аэропорт Оренбург. Для выполнения технического обслуживания самолётов типа Боинг-737 АТБ авиапредприятия, после углубленного изучения английского языка и изучения конструкции ВС, в октябре 2007 года успешно проходит сертификацию по требованиям PART - 145. В 2009 году в парке авиапредприятия уже 2ВС Боинг-737/400, 5ВС Боинг-737/500 и 6 ВС Боинг-737/800.

С целью дальнейшего развития 30 мая 2005 года аэропорт получает допуск к приёму воздушных судов Боинг 737-300,400,500. 25 апреля 2008 года получен допуск к приёму ВС Боинг 737-800, а 20 июля 2009 года Боинг 757-200.

В 2009 году была начата и в 2010 году закончена реконструкция аэровокзала. В это же время проведено обновление парка спецтранспорта, приобретены: два топливозаправщика МАЗ 6303 ТЗА-20, противообледенительная машина TEMPEST, два багажных тягача JST-30, аэродромный тягач SHOPF 160, ленточный погрузчик, автолифт, автогрейдер, фронтальный погрузчик, трап пассажирский, поливомоечная машина.

3 июня 2010 года получен допуск к приёму самолётов Ту-204(214).

11 августа 2010 года в соответствии с Указом Президента РФ от 10.07.2008 года № 1052 и постановлением правительства РФ от 21.11.2008 года № 873 из состава ФГУП «Оренбургские авиалинии» выделен имущественный комплекс аэропорта и зарегистрировано юридическое лицо ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург». В соответствии с разделительным балансом в аэропорт так же были переданы 43 самолёта Ан-2, 7 вертолётов Ми-2, 2 вертолёта Ми-8Т, 1 вертолёт Ми-8П и 2 вертолёта Ка-226. В Уставе авиапредприятия кроме всех видов аэропортовой деятельности указано выполнение авиационных работ и осуществление коммерческих воздушных перевозок.

24 августа 2010 года ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» получен сертификат соответствия №ФАВТ А.01923. Основными видами деятельности являются:

- аэродромное обеспечение;

- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и груза;

- штурманское обеспечение;

- электросветотехническое обеспечение;

- обеспечение авиационной безопасности;

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

- обеспечение контроля качества авиационных ГСМ;

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- инженерно-авиационное обеспечение.

31 августа 2010 года получен Сертификат эксплуатанта № АР101005 на право выполнения авиационных работ.

17 ноября 2010 года получен сертификат эксплуатанта № 539 на право выполнения коммерческих воздушных перевозок.

На базе 2-го лётного авиаотряда ФГУП «Оренбургские авиалинии» была сформирована авиационная эскадрилья ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург». На базе цеха ТО авиации спецприменения технического комплекса ФГУП «Оренбургские авиалинии» была сформирована АТБ ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург». 25 октября 2010 года авиапредприятие получает сертификат соответствия на право производить ТО АТ Ан-2, Ан-24, Як-40, Ту-134А, Ту-154Б, Ту-154М, Ми-2, Ми-8Т(П), Ми-8МТВ, Ка-226, выполнять контрольно-восстановительные работы с перетяжкой обшивки на самолётах Ан-2. Специалисты АТБ так же выполняют наземное обслуживание всех типов ВС иностранного производства к приёму которых допущен аэропорт. В составе АТБ работает ведущее технолого-конструкторское бюро РФ по самолётам Ан-2.

По итогам 2010 года ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» вышло победителем конкурса «Лучший аэропорт стран СНГ» в номинации «За активность и целеустремлённость в развитии».

10 мая 2011 года аэропорт дополнительно получил допуск к приёму самолётов Embraer-120, Ан-148, RRJ-95 и их модификаций.

В 2011 году, в честь 50-ти летия первого полёта человека в космос, аэропорту Оренбург было присвоено имя Юрия Алексеевича Гагарина-первого космонавта планеты.

В том же 2011 году ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» становиться членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Оренбургской области.

В 2011 году в аэропорту Оренбург было обслужено 445 995 пассажиров. По итогом года Ассоциацией «Аэропорт» ГА авиапредприятие было признано победителем в номинации «Динамично развивающийся аэропорт» Конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» за 2011 год.

В 2012 году руководителем авиапредприятия была поставлена задача по освоению нового типа вертолёта Robinson-44, взамен устаревших вертолётов Ми-2. Коллектив предприятия успешно справился с поставленной задачей и, после переучивания лётного и инженерного персонала, была расширена сфера деятельности эксплуатанта, приобретено 3 вертолёта Robinson-44 которые успешно эксплуатируются при патрулировании нефтепроводов ОАО «Оренбургнефть». АТБ также расширила сферу деятельности и самостоятельно выполняет все виды ТО данного типа вертолёта.

Парк спецтранспорта пополнился пожарным автомобилем, двумя аэродромными уборочными машинами, перронным автобусом. Введена в эксплуатацию платформа общего доступа для системы регистрации SITA Airport Connect CUTE. В воздушный пункт пропуска через государственную границу «Оренбург» (Центральный) включен бизнес-зал аэровокзала. Построен отапливаемый ангар для стоянки спецтранспорта.

В 2012 году аэропорт дополнительно получил допуск к приёму самолётов Аirbus-319,320,321 и их модификаций.

4 октября 2012 года в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2012 года № 784 ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» передано в собственность Оренбургской области и переименовано в ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург».

В 2012 году в аэропорту Оренбург было обслужено 464 628 пассажиров. По итогам года Ассоциацией «Аэропорт» ГА авиапредприятие было признано победителем в номинации «Динамично развивающийся аэропорт» Конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» за 2012 год.

В декабре 2012 года губернатор Оренбургской области Юрий Александрович Берг поставил перед руководством авиапредприятия задачу по освоению нового типа ВС Л-410 УВП Е-20 и возрождению региональных авиаперевозок. Принятое 16 января 2013 года постановление Правительства РФ №1 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году» ускорило этот процесс.

Коллектив предприятия с честью справился с поставленной задачей. В сжатые сроки были приобретены в лизинг 3 ВС Л-410 УВП Е-20 производства ческой фирмы Aircraft industries в варианте 17 пассажирских мест, два из них прибыли в аэропорт Оренбург 22 феврале и один 7 марта 2013 года. После переучивания лётного и инженерно-технического персонала, регистрации и сертификации самолётов предприятие расширило сферу деятельности эксплуатанта по освоению нового типа самолёта. АТБ расширила сферу деятельности на получение права на ТО данного типа самолёта по всем видам регламентных работ. Одновременно велась работа по аккредитации авиаперевозчика в ТКП, регистрации расписания и тарифов в ЦРТ, запросу слотов и заключению договоров с аэропортами, открытию продажи билетов.

С 1 апреля 2013 года ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» под коммерческим обозначением авиакомпания «Оренбуржье» приступило к выполнению полётов по центральному расписанию из Оренбурга в следующие города: Самара, Уфа, Пермь, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Орск, а с 1 сентября добавился рейс на Саратов. Дополнительно приобретено в лизинг ещё 2 самолёта Л-410.

В июне 2013 года авиапредприятие принято в Российскую ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

Авиапредприятие прошло процедуру допуска к международным полётам, регистрацию в ИКАО (код ORG) и ИАТА (код O7). 22 октября 2013 года авиапредприятие получило Свидетельство о регистрации иностранного перевозчика, выданное Комитетом гражданской авиации Республики Казахстан и с 18 ноября приступило к полётам по маршруту Оренбург – Актюбинск.

По заданию правительства Оренбургской области, совместно с главами МО, проведена большая подготовительная работа по организации воздушных перевозок на местных авиалиниях. Оборудованы и зарегистрированы посадочные площадки на территории районных населённых пунктов Светлый, Адамовка и Кваркено. Заключен договор с Бугурусланским лётным училищем ГА о наземном обслуживании на посадочной площадке училища самолётов, выполняющих рейс Оренбург-Бугуруслан-Оренбург. С 6 ноября началось выполнение регулярных пассажирских рейсов в указанные районные центры.

30 октября 2013 года аэропорт дополнительно получил допуск к приёму самолётов Боинг 737-700, Боинг 767-300 и их модификаций.

8 ноября 2013 года в аэропорту обслужен 500 000-й, с начала года, пассажир. Это рекордный с 1991 года показатель. В этот же день авиакомпания «Оренбуржье» перевезла, начиная с 1 апреля, 25 000 тысяч пассажиров.

В 2013 году в аэропорту Оренбург было обслужено 573 345 пассажиров. По итогам года Ассоциацией «Аэропорт» ГА авиапредприятие было признано победителем в номинации «За большой вклад в развитие производства» Конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ» за 2013 год.

2014:

В 2014 году был поставлен новый рекорд в операционной деятельности аэропорта «Оренбург». Впервые за последние 20 лет в аэропорту было обслужено 661 381 человек. Для сравнения в 2001 г. эта цифра была равна 156 847 пассажиров в год. В последние годы - в 2012 г.- 464 628 человек, в 2013 г.- 573 345 пассажиров.

1 апреля 2014 г. исполнился ровно год с начала полётов по региональным авиаперевозкам. Если в 2013 году перелёты осуществлялись по 6 направлениям: г. Орск, г. Самара, г. Казань, г. Уфа, г. Екатеринбург, г. Челябинск, из них 3 рейса со стыковками: г.Нижний Новгород, г.Пермь, г.Тюмень, то за 2014 год маршрутная сеть увеличилась до 12 направлений.

В течение всего 2014 года авиакомпания «Оренбуржье» расширяла свою маршрутную сеть и вводила новые рейсы. География полетов распространилась на многие города Приволжского и Уральского федеральных округов: Казань, Уфа, Самара, Саратов, Киров, Пенза, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа. С начала полетов воздушный парк авиакомпании увеличился до 5 самолетов.

Всего с 1 апреля 2013 года по 31 декабря 2014 года авиакомпанией «Оренбуржье» перевезено 97 705 пассажиров, выполнено 9 292 рейса. Общий налёт на самолетах Л-410 составил 16 539 часов. Авиакомпания «Оренбуржье» является ведущей авиакомпанией по региональным авиаперевозкам в Приволжском федеральном округе.

В июне 2014 года АК «Оренбуржье» (коммерческое обозначение ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», УЭ/О7) и ОАО «Оренбургские авиалинии» (Orenair/R2) заключили соглашение о совместной эксплуатации авиалиний (код-шер) на маршрутах Оренбург – Москва – Оренбург и Оренбург – Санкт-Петербург – Оренбург.

29 сентября 2014 года получено Свидетельство, которое удостоверяет авторизацию в ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» Сервисного центра технического обслуживания самолетов Л 410 УВП-Е20 по всем видам оперативного и периодического технического обслуживания, включая все формы ПТО.

В 2014 году:

- Предприятие признано победителем V областного конкурса «Лучшая организация по работе с молодыми кадрами» в номинации «За высокий уровень организации высококвалифицированных кадров».

- Правительство Оренбургской области наградило Предприятие Дипломом за активное участие в IV Фестивале – презентации туристских ресурсов Приволжского федерального округа «Открой Приволжье» и VIII Межрегиональной выставке «Спорт. Отдых. Туризм. Здоровый образ жизни».

- Авиакомпания «Оренбуржье» (ГУП Оренбургской области «Аэропорт «Оренбург») стала дипломантом Национальной авиационной премии "Крылья России - 2014" – авиакомпанией года в номинации «Авиаперевозки на региональных маршрутах».

- ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» признан Победителем в номинации «Динамично развивающийся аэропорт» конкурса «Лучший аэропорт года стран – участниц СНГ за 2014 год», проводимого Ассоциацией «Аэропорт» Гражданской авиации.